В 2022–2023 годах российская целлюлозно-бумажная промышленность столкнулась с вызовами в связи с санкциями на поставки продукции в страны Европы. О том, какие шаги по пересмотру географии поставок, трансформации продуктового портфеля сделала ГК «Карелии Палп» за это время, а также об инвестиционных планах по развитию основного производственного актива — Кондопожского ЦБК — рассказывает генеральный директор компании Юрий Айвазов.
В январе — мае 2024 года производство бумаги и картона оказалось едва ли не самым благополучным сегментом в ЦБП страны. Можно ли сказать, что для производителей бумаги санкционный кризис преодолен?
Преодолен ли кризис, сказать сложно, потому что время серьезных перемен и вызовов, а значит, и относительной стабильности не закончено, но то, что нам удалось подстроиться, сохранить объемы производства, объем экспорта, рабочие места, — это факт.
Считаю, что предприятия «Карелии Палп» подошли к периоду санкций достаточно закаленными, и не только пандемией. Российским производителям в целом — и предприятия ЦБП здесь не исключение — всегда приходилось делать больше, чем зарубежным, для выхода на мировые рынки. Когда в 2022 году был принят VIII пакет санкций, который включает запрет на ввоз целлюлозы и бумаги в Евросоюз, он привел нас к пересмотру географии поставок, списка компаний — поставщиков комплектующих оборудования бумагоделательного производства и сырья, к неожиданным и часто ранее казавшимися фантастическими решениям в логистике...
Так, Кондопожский ЦБК первым в отрасли успешно доставил газетную бумагу в Индию балкером. Нам удалось отправить свою продукцию первым контейнерным поездом по международному транспортному коридору «Север — Юг». Пятьдесят три контейнера с газетной бумагой проследовали из Республики Карелия через территорию Казахстана, Туркменистана до Ирана, далее морским путем груз был отправлен в Индию, в порт Ченнаи.
Как изменилась за последние три года география поставок и доля экспорта в объеме поставок?
Карта экспортных поставок за последние три года существенно изменилась. Помимо прямого закрытия рынков, утрачены поставки в страны Африки и Латинской Америки ввиду заградительных ставок фрахта. Мы сфокусировались на странах Азии и Ближнего Востока, в первую очередь на Китае, Индии, Иране, Пакистане, Турции. Это позволило сохранить и объемы производства, и долю экспорта.
В структуре поставок компании доля экспорта год от года примерно одинаковая и составляет 86–88% от общего объема. Но наша стратегия включает и задачу увеличить долю своего продукта, объем присутствия на рынке внутреннем, и прежде всего за счет бумаги упаковочной.
Как меняется ваш ассортимент с изменением рынка?
Пересмотр и пополнение ассортимента происходят постоянно, время требует быть гибкими. Еще когда началась пандемия и стали закрываться типографии, мы за месяц наладили выпуск упаковочной бумаги. По итогам 2023 года уже примерно треть нашей продукции относится к сегменту упаковки. Если в цифрах, то порядка 220 тыс. тонн приходится на легкограммажные лайнеры и флютинг, используемые в производстве гофрокартона. Их активный покупатель — Китай, и рост потребления, как вы понимаете, связан с ростом интернет-торговли. В прошлом году мы начали выпускать пухлые сорта бумаги для цифровой печати и крашеные виды бумаги.
Время показало, что наши шаги по расширению продуктовой линейки оказались своевременными и тактически верными
В 2022 году мы вышли на рынок с новым продуктом — потребительской бумагой EKKO плотностью 60 граммов формата А4. Ее главное отличие в том, что в дело идут отходы пиления еловой древесины и при производстве используется только древесное волокно. А поскольку отбеливающие вещества не применяются, бумага приобретает не ярко-белый, а естественный бежевый цвет. При переработке обычной бумаги остаются отходы в виде минералов, а если перерабатывать ЕККО, их не будет.
Время показало, что наши шаги по расширению продуктовой линейки оказались своевременными и тактически верными.
Вы приняли под управление Кондопожский ЦБК в состоянии банкротства. Как чувствует себя предприятие сегодня?
Действительно, комбинату пришлось пережить непростой период. Но, к чести команды группы компаний и самого ЦБК, нам удалось вывести градообразующее предприятие из банкротства. Вместе мы перестроили подходы к бизнес-планированию и определили пути развития. В октябре 2022 года мы получили определение о завершении конкурсного производства. Сегодня Кондопожский ЦБК — это полноценно и стабильно работающее предприятие.
Предприятие в Кондопоге — основной производственный актив группы компаний «Карелия Палп», в нее входит «Кондопожское лесопромышленное хозяйство», транспортное предприятие «Кареллестранс» и компания «ВитаЭнерджи». Последняя призвана обеспечить сырьевую безопасность производства. Таким образом, сегодня группа компаний представляет собой полностью российское предприятие реального сектора экономики, которое обеспечивает всю производственную и технологическую цепочку — от лесозаготовки и лесовосстановления до отгрузки и доставки готовой продукции.
Пришлось ли ввиду турбулентности последних трех лет останавливать инвестиционные программы?
Развитие нельзя прекратить. Мы продолжаем инвестпроект модернизации комбината. В прошлом году ввели на ЦБК новую транспортно-упаковочную линию стоимостью 410 млн руб. В планах на 2024 год — запуск макулатурной линии, которая позволит снизить себестоимость продукции. Сырье будем привозить с макулатурных бирж и гофропроизводств, оно пойдет на производство упаковочной бумаги.
В ближайшие годы мы рассматриваем возможность направить на реализацию инвестиционных мероприятий до 5 млрд руб. Но это возможно только при условии снижения стоимости заимствования на финансовом рынке или господдержки.
На текущий год перед нами стоит задача существенно увеличить собственную заготовку леса, укрепить партнерские отношения в области обмена сырьем с лесопромышленными предприятиями СФЗО — это важно для поддержания стабильных поставок еловых лесоматериалов, несмотря на внешние вызовы, связанные с общим падением объемов лесозаготовки в стране. Обеспеченность сырьем — это сегодня вопрос номер один для отрасли.