Инструменты , Карелия ,  
0 

Малый бизнес и цифровизация: трансформация процессов

Малый бизнес и цифровизация: трансформация процессов
Цифровизация бизнеса становится драйвером изменений, но одновременно приносит новые вызовы. Как малым и средним предприятиям научиться эффективно использовать инновационные инструменты и минимизировать риски

Всепроникающая цифровизация бизнес-среды уже стала реальностью, и процесс этот будет развиваться по экспоненте. Однако пока МСП не входят в число флагманов: по данным исследования банка «Открытие», только 16% малых и средних предприятий в России цифровизированы на высоком уровне, уровень цифровизации 72% компаний оценивается как средний, 12% — как низкий. При этом инструменты на основе Big Data и искусственного интеллекта, а также цифровизация бизнес-процессов способны не только оптимизировать операционную деятельность предприятий этого сегмента, но и ускорить их развитие.

Цифровизация как драйвер инвестиций

Малый и средний бизнес играет заметную роль в экономике Карелии. Практически каждый десятый рубль в 2024 году поступил в бюджет РК от деятельности МСП, а отчисление налогов выросло на 26%. Сегодня в республике в МСП заняты более 100 тыс. человек, то есть, каждый пятый житель республики либо сам является предпринимателем, либо работает в этом сегменте по найму. Динамичному развитию предпринимательства, по словам вице-премьера по вопросам экономики республики Карелия Олега Ермолаева, способствует комплексная система мер государственной поддержки, которая выстраивается в РК с 2017 года, в том числе — с учетом передовых технологий.

Фото: Пресс-служба правительства Карелии
Фото: Пресс-служба правительства Карелии

«В цифровой сфере Карелия может решать целый ряд задач, непосильных пока для других регионов. Во многом благодаря нашему опорному вузу, Петрозаводскому госуниверситету, который ежегодно выпускает порядка 300 специалистов в ИТ-сфере. У нас очень развитое ИТ-сообщество, и среди малого бизнеса и крупных предприятий активно внедряются цифровые сервисы. Это, прежде всего, позволяет быть первыми в конкурентной борьбе, повышать производительность труда, уйти от рутины, автоматизировав целый ряд процессов. И, конечно, это — снижение затрат, повышение качества товара, создание новых рабочих мест, развитие инноваций», — сказал Олег Ермолаев.

«Это еще и инвестиции привлекает в регион, так как крупные инвесторы понимают, что цифровизация — это драйвер развития экономики», — добавил вице-премьер.

По его словам, за последние 7 лет более 500 миллиардов инвестиций было вложено в экономику Карелии, и в этом году тренд сохраняется — плюс 20% в сопоставимых ценах к уровню первого полугодия прошлого года, что обеспечивает РК место в тройке лидеров по росту инвестиций.

В качестве примера знакового инвестпроекта в сфере цифровизации Олег Ермолаев привел строительство в Петрозаводске первой в России цифровой судоверфи, которая будет введена в эксплуатацию до конца года. Внедрение цифрового сопровождения строительства судов, роботизации и автоматизации процессов производства увеличит производительность предприятия не менее чем в 2,5 раза.

От стартапа до масштабирования бизнеса

Предприятия малого и среднего бизнеса Карелии уверенно осваиваются в цифровом мире. Сегодня МСП, наряду с розничными сетями и государственными органами, относятся к основным потребителям «больших данных», сообщил директор Петрозаводского филиала компании Т2 Андрей Зыкин. «Аналитика Big Data на сегодняшний день — очень мощный инструмент для улучшения клиентского опыта и развития бизнеса в целом. Главное — уметь грамотно им воспользоваться», — отметил Зыкин. По его словам, опираясь на такие ключевые сведения, как социально-демографические характеристики, информация о геолокации и о предпочтениях пользователя, мобильный оператор имеет возможность совершить более 60 аналитик по различным составляющим и преобразовать результаты в продукт, адаптированный под потребности клиента.

Фото: Пресс-служба правительства Карелии
Фото: Пресс-служба правительства Карелии

«Компания T2 активно внедряет новые цифровые решения для того, чтобы наши клиенты достигали своих самых амбициозных целей. Мы развиваем такие направления, как корпоративная виртуальная АТС, благодаря которой предприниматели не думают о том, как организовать свои рутинные процессы. На основании технологии Big Data мы помогаем нашим клиентам осуществлять поиски персонала, а также расширять свою бизнес-базу. С помощью аналитики Big Data еще до запуска бизнеса можно оценить потенциал локации и целесообразность открытия предприятия данного профиля именно в этом месте. Таким образом, мы сопровождаем наших клиентов с момента старта и затем помогаем расти», — рассказал спикер.

По словам Андрея Зыкина, наиболее востребованными среди МСП продуктами Т2 являются решение «HR-таргет» — точечные SMS-рассылки по потенциальным кандидатам с учетом данных геолокации, а также «SMS-таргет» — рассылки по потенциальным покупателям. Как показало исследование Т2, более 55% предприятий малого и среднего бизнеса на сегодняшний день продолжают активно пользоваться SMS-рассылкой. В качестве примера спикер привел магазин обуви, который, благодаря таргетированному подходу к определению целевой аудитории увеличил продажи в 4 раза. Другой пример — частный детский сад, по заказу которого была проведена грамотная аналитика Big Data, сделана точная выборка для SMS-рассылки, что позволило компании закрыть свою кадровую потребность.

Фото: Пресс-служба правительства Карелии
Фото: Пресс-служба правительства Карелии

«Развитие и использование цифровых сервисов становится определяющим фактором успеха малого и среднего бизнеса сегодня. Цифровые технологии позволяют компаниям повысить эффективность, оптимизировать процессы, сократить издержки и расширить клиентскую базу. Широкий спектр инструментов и услуг помогает предпринимателям адаптироваться к современным условиям и добиваться устойчивого роста», — прокомментировал управляющий Карельским отделением Сбербанка Константин Виноградов.

Среди востребованных цифровых продуктов, которые пользуются спросом клиентов Сбера, — онлайн-банкинг, CRM-системы и облачные решения, разнообразные маркетинговые инструменты и образовательные программы. По данным Сбера, до 85% кредитов малому и микробизнесу выдается в онлайн-формате, при этом решение принимается в течение 3 минут.

Законы отстают от технологий

Быстрые изменения и стремительный уход из «бумаги» в «цифру» несут в себе определенные риски, к которым предпринимателям необходимо быть готовыми. «Несмотря на неоспоримые преимущества цифровизации, субъекты малого и среднего бизнеса сталкиваются с рядом проблем. В частности, это фрагментированность и разрозненность законодательства. У нас отсутствует на сегодняшний день единый нормативный акт, который регулирует все аспекты цифровизации. Это приводит к разночтениям, трудностям в правоприменении. Множество законов, постановлений, подзаконных актов усложняют процесс оказания услуг в цифровом формате. Мы, как институт уполномоченных, считаем, что современное право должно быть адаптивным. Существующие нормы должны адаптироваться к требованиям цифровой эпохи, чтобы не тормозить технологический процесс, но в тоже время минимизировать возможные риски цифрлвизации», — сказала уполномоченный по защите прав предпринимателей по Республике Карелия Елена Гнетова.

Фото: Елена Гнетова/ВК
Фото: Елена Гнетова/ВК

В перечне первоочередных потребностей бизнеса в условиях цифровизации спикер назвала защиту коммерческой информации, стабильность цифровой инфраструктуры и предсказуемость регулирования в цифровой среде.

Риски МСП в этой сфере связаны с недостаточной прозрачностью алгоритмов принятия решений в процессе цифрового общения, неравной или недобросовестной цифровой конкуренцией (например, накрутки отзывов или DDoS-атаки).

По мнению спикера, законы должны быть прописаны так, чтобы автоматически подстраиваться под технологические изменения. «Полагаю, что должна быть активная роль самого бизнеса в формировании цифрового правопорядка. И готова также с бизнесом отрабатывать в рамках оценки регулирующего воздействия новые проекты нормативных актов, которые будет правительство нам предоставлять», — добавила Елена Гнетова.

«Карелия становится точкой обсуждения различных вопросов предпринимательства и инвестиционной политики. Иногда даже точкой принятия решений. Обмена практиками лучшими, лучшими кейсами и подготовкой инициатив и предложений на федеральный уровень по улучшению, совершенствованию нашего законодательства. И это происходит уже не первый год», — отметил Олег Ермолаев. В этом году в инвестиционном форуме Карелии приняли участие порядка 500 человек из 30 регионов Российской Федерации.

Компетенция В единении с природой: перспективы деревянного домостроения в туризме
Содержание
Закрыть