Инструменты , Карелия ,  
0 

«Карельское значит качественное»

Фото: Центр «Мой бизнес»
Фото: Центр «Мой бизнес»
Предприниматели с помощью географических указаний хотят повысить узнаваемость карельских товаров не только для местных жителей и туристов, но и для покупателей со всей России

Географическое указание (ГУ) как объект интеллектуального права появилось в России в 2020 году. По задумке законодателей, оно идентифицирует товар как происходящий с определенной территории, что указывает на его качество, репутацию и особенные региональные характеристики. «Закон о ГУ, как новый инструмент маркетинга, открыл широкие возможности для региональных производителей по продвижению своей продукции на российском рынке и привлечению дополнительные инвестиций», — говорится на сайте Роспатента.

«Родословная» для товара

Географическое указание дополнило систему наименований места происхождения товара (НМПТ), которая существует в стране с 1992 года. Из карельских брендов как товар с НМПТ в Роспатенте пока зарегистрирована только карельская калитка, правообладателем на использование наименования традиционной выпечки в республике в 2020 году стал Суоярвский хлебозавод.

Два товара — карельский мед в 2023 году и карельская клубника в 2024 году — получили право использовать географическое указание.

«Разница между товарным знаком, географическим указанием и наименованием места происхождения товара заключается в том, что для получения ГУ достаточно одной стадии изготовления товара в пределах указанной территории. Например, сбора лечебных трав, тогда как их обработка и упаковка могут проводиться на территории другого региона. В случае с НМПТ весь цикл производства товара должен находиться в пределах территории, фигурирующей в наименовании, а также требуется заключение о наличии в товаре особых свойств, который отличает его от других. Оно выдается профильными федеральными органами исполнительной власти в зависимости от типа товара. Товарный знак вообще не привязан к месту производства и характеристикам товара и является брендом конкретного предприятия», — отмечает руководитель центра поддержки предпринимательства Центра «Мой бизнес» РК Ксения Жарова.

Защита от перекупщиков

Глава крестьянского фермерского хозяйства «Солнечная ягода» Ирина Наумочкина решила получить географическое указание для своей клубники, чтобы защитить репутацию продукта. «Когда мы начинали пять лет назад, было много продавцов ягод, которые привозили клубнику из других регионов — из Азербайджана, из Краснодарского края — и продавали здесь под видом карельской. Их ягода была несладкая, невкусная и быстро портилась. Кто захочет покупать наш товар, попробовав такое? Мы поняли, что недобросовестные торговцы портят нам репутацию, поэтому решили забрендировать настоящий карельский продукт», — рассказала Ирина.

Фото: Центр «Мой бизнес»
Фото: Центр «Мой бизнес»

По словам фермера, у карельской клубники действительно есть особенности.

«Наша ягода сладкая, потому что дольше зреет. В белые ночи созревание клубники идет круглые сутки. Созревание клубники идет медленно из-за умеренного карельского климата. Урожай мы снимаем раз в два-три дня, а не по два раза в день, как на юге. В связи с этим, наша ягода успевает набрать больше сахаров и полезных микроэлементов», — отметила Ирина Наумочкина.

Все эти доводы учли в Роспатенте, хотя процесс регистрации географического указания был довольно длительным, признается фермер. Представители Минэкономразвития Карелии и Центра «Мой бизнес» РК оказывали поддержку: консультировали, помогали с бумагами, софинансировали часть затрат. В итоге в декабре 2024 года предприниматель получила свидетельство об исключительном праве на географическое указание «Карельская клубника». «Сейчас нас уже хорошо знают, причем не только в Карелии, но и в Ленобласти, и в Петербурге», — поделилась предпринимательница.

А развивать бизнес, сгладить сезонность деятельности, своевременно закупить саженцы и провести текущие расходы помогают льготные займы Фонда по содействию кредитованию субъектов МСП РК. Ирина неоднократно пользовалась финансовой поддержкой фонда.

Документ, вызывающий уважение

Карельский пчеловод, руководитель сельскохозяйственного потребительского снабженческо-сбытового кооператива «Мед Карелии» Дмитрий Спирков считает, что товар с географическим указанием легче продавать местным потребителям, потому что многие предпочитают свое, карельское. «Для многих покупателей карельское значит качественное, и мы как производители стараемся, чтобы такое мнение не менялось», — говорит Дмитрий.

Фото: Центр «Мой бизнес»
Фото: Центр «Мой бизнес»

По словам фермера, магазины и сувенирные лавки тоже лучше берут мед у предпринимателей, имеющих исключительное право на ГУ. «Я всем партнерам всегда показываю свидетельство из Роспатента. Этот документ сразу вызывает уважение. Я горжусь, что получил его, причем первым в республике», — поделился Дмитрий Спирков.

По словам фермера, карельский мед отличается от других тем, что он долго не кристаллизуется.

«В нашем регионе нет крестоцветных растений, которые способствуют кристаллизации, — объясняет пчеловод. — И большой плюс для производства меда в республике заключается в том, что у нас мало действующих сельхозяйственных полей. Пчелы собирают нектар с дикорастущих растений, а не с полей, где выращивают подсолнечник или гречиху».

К исключительному праву на географическое указание карельского меда в 2024 году присоединились и другие пчеловоды Карелии.

На очереди — мармелад и форель

«Активность Республики Карелия в развитии и регистрации своих региональных брендов вызывает большое уважение. Безусловно, это один из самых активных регионов Северо-Западного федерального округа в этом направлении. Важно учитывать, что региональные бренды — неотъемлемая часть туристической привлекательности: чем больше потенциальные туристы знают и ценят продукцию региона, тем выше вероятность, что они выберут его для своего следующего путешествия», — говорит Денис Савченко, заместитель начальника Центра по взаимодействию с органами власти ФИПС.

В процессе оформления ГУ карельских предпринимателей сопровождают специалисты центра «Мой бизнес». «Мы работаем на условиях софинансирования. Заключаем трехстороннее соглашение с предпринимателями, которые к нам обращаются, и с юридическим компаниями, задача которых грамотно оформить заявку и правильно описать специфические свойства регионального товара, доказывающие его уникальность по месту происхождения», — рассказала руководитель Центра поддержки предпринимательства Ксения Жарова.

Потенциал для значительного расширения своего перечня брендов у Карелии есть: в Роспатент уже поданы заявки на регистрацию в качестве товаров с ГУ и НМПТ карельских мармелада, иван-чая, пастилы и форели.

Глава крестьянского фермерского хозяйства «Солнечная ягода» Ирина Наумочкина решила получить географическое указание для своей клубники, чтобы защитить репутацию продукта. «Когда мы начинали пять лет назад, было много продавцов ягод, которые привозили клубнику из других регионов — из Азербайджана, из Краснодарского края — и продавали здесь под видом карельской. Их ягода была несладкая, невкусная и быстро портилась. Кто захочет покупать наш товар, попробовав такое? Мы поняли, что недобросовестные торговцы портят нам репутацию, поэтому решили забрендировать настоящий карельский продукт», — рассказала Ирина.

По словам фермера, у карельской клубники действительно есть особенности. «Наша ягода сладкая, потому что дольше зреет. В белые ночи созревание клубники идет круглые сутки. Созревание клубники идет медленно из-за умеренного карельского климата. Урожай мы снимаем раз в два-три дня, а не по два раза в день, как на юге. В связи с этим, наша ягода успевает набрать больше сахаров и полезных микроэлементов», — отметила Ирина Наумочкина.

Все эти доводы учли в Роспатенте, хотя процесс регистрации географического указания был довольно длительным, признается фермер. Представители Минэкономразвития Карелии и центра «Мой бизнес» РК оказывали поддержку: консультировали, помогали с бумагами, софинансировали часть затрат. В итоге в декабре 2024 года предприниматель получила свидетельство об исключительном праве на географическое указание «Карельская клубника». «Сейчас нас уже хорошо знают, причем не только в Карелии, но и в Ленобласти, и в Петербурге», — поделилась предпринимательница.

А развивать бизнес, сгладить сезонность деятельности, своевременно закупить саженцы и провести текущие расходы помогают льготные займы Фонда по содействию кредитованию субъектов МСП РК. Ирина неоднократно пользовалась финансовой поддержкой фонда.

Документ, вызывающий уважение

Карельский пчеловод, руководитель сельскохозяйственного кооператива «Мед Карелии» Дмитрий Спирков считает, что товар с географическим указанием легче продавать местным потребителям, потому что многие предпочитают свое, карельское. «Для многих покупателей карельское значит качественное, и мы как производители стараемся, чтобы такое мнение не менялось», — говорит Дмитрий.

По словам фермера, магазины и сувенирные лавки тоже лучше берут мед у предпринимателей, имеющих исключительное право на ГУ. «Я всем партнерам всегда показываю свидетельство из Роспатента. Этот документ сразу вызывает уважение. Я горжусь, что получил его, причем первым в республике», — поделился Дмитрий Спирков.

По словам фермера, карельский мед отличается от других тем, что он долго не кристаллизуется. «В нашем регионе нет крестоцветных растений, которые способствуют кристаллизации, — объясняет пчеловод. — И большой плюс для производства меда в республике заключается в том, что у нас мало действующих сельхозяйственных полей. Пчелы собирают нектар с дикорастущих растений, а не с полей, где выращивают, подсолнечник или гречиху».

К исключительному праву на географическое указание карельского меда в 2024 году присоединились и другие пчеловоды Карелии.

На очереди — мармелад и форель

«Активность Республики Карелии в развитии и регистрации своих региональных брендов вызывает большое уважение. Безусловно, это один из самых активных регионов Северо-Западного федерального округа в этом направлении. Важно учитывать, что региональные бренды — неотъемлемая часть туристической привлекательности: чем больше потенциальные туристы знают и ценят продукцию региона, тем выше вероятность, что они выберут его для своего следующего путешествия» — говорит Денис Савченко, заместитель начальника Центра по взаимодействию с органами власти ФИПС.

В процессе оформления ГУ карельских предпринимателей сопровождают специалисты Центра «Мой бизнес». «Мы работаем на условиях софинансирования. Заключаем трехстороннее соглашение с предпринимателями, которые к нам обращаются, и с юридическим компаниями, задача которых грамотно оформить заявку и правильно описать специфические свойства регионального товара, доказывающие его уникальность», — рассказала Ксения Жарова.

Потенциал для значительного расширения своего перечня брендов у Карелии есть: в Роспатент уже поданы заявки на регистрацию в качестве товаров с ГУ и НМПТ карельских мармелада, иван-чая, пастилы и форели.

От первого лица Анна Гущина: «Банки перестают быть только финансовыми организациями»
Материалы выпуска
Компетенция Карельское гостеприимство
От первого лица Игорь Зубарев: «Экономика Карелии активно трансформируется»
Компетенция Теплый инвестклимат Севера
Инновации Чудесные водоросли Белого моря
Инновации В Карелии создают первую в РФ цифровую судоверфь
Компетенция Форум «Карелия 20/24»: учиться у лучших
Практика Новая сеть заводов производит бетон для карельского севера
От первого лица Сергей Крупин: «Мы видны из Москвы»
Инновации Революционеры на рынке строительных принтеров
Бизнес-кейс «Крона» открывает уникальное производство в Карелии
Компетенция Дмитрий Быковский: «Потребность в газобетоне будет только расти»
Практика Черная львинка: маленькая муха с большими перспективами
Инструменты «Карельское значит качественное»
От первого лица Анна Гущина: «Банки перестают быть только финансовыми организациями»
Практика Cosmos для туристов
Содержание
Закрыть