
В начале 2025 года в Петрозаводске запустили в опытную эксплуатацию основное технологическое оборудование АО «Онежский судостроительно-судоремонтный завод» (ОССЗ), проект по глубокой модернизации которого стартовал по поручению президента Владимира Путина в 2019 году. По его завершении количество выпускаемых заводом судов вырастет с 3 до 10 в год, годовой объем металлопереработки — с 1 тыс. до 10 тыс. тонн, и начнет работать первая в стране цифровая верфь.
«Практически все — российское»
Сегодня ОССЗ специализируется на строительстве судов вспомогательного флота. Сейчас в строительстве находится серия краболовов-живовозов, два нефтемусоросборщика, три портовых буксира с высоким ледовым классом, два мелкосидящих ледокола.
После модернизации возможности судостроительного производства выйдут на новый уровень. «В наших планах — расширение линейки рыбопромысловых и научно-исследовательских судов, а также судов специального назначения. В новом эллинге будут строиться суда длиной до 80 метров. Это технический флот, рыбопромысловые суда, гражданские суда для внутренних путей и даже ледоколы. В существующем эллинге могут строиться суда до 140 метров: сухогрузы различного назначения, танкеры, суда для перевозки сжиженных и природных газов», — рассказал директор Онежского судостроительно-судоремонтного завода Владимир Майзус.
Завершаются работы первой очереди. В недавно построенных корпусных цехах смонтировали установку, с которой начинается процесс строительства судов, — линию дробеметной очистки и окраски листового и профильного металла. Практически все оборудование изготовлено на российских предприятиях.
На масштабные преобразования из федерального бюджета выделили 5,8 млрд руб. Бюджет Карелии покрыл расходы на подключение к электрическим сетям и холодному водоснабжению в размере 200 млн руб. Кроме того, к заводу подвели газ. Еще 2 млрд руб. выделили из резервного фонда Правительства РФ на вторую очередь модернизации. Она в том числе предусматривает реконструкцию судоподъемного сооружения слип Г-300, что позволит строить суда арктического флота.
Цифровая трансформация
На предприятии создают первую в Российской Федерации цифровую верфь — уникальное инновационное производство, которое предполагает внедрение цифрового сопровождения строительства судов, роботизации и автоматизации процессов производства. «Умная» верфь ОССЗ станет модельной для других предприятий судостроительной отрасли. Модернизация с внедрением цифровых технологий позволит увеличить производительность предприятия не менее чем в 2 раза.
Сейчас на заводе трудится 500 рабочих, еще столько же рабочих мест появится после пуска цифровой верфи. К подготовке кадров подошли заранее: создали соответствующие направления обучения в Петрозаводском автотранспортном техникуме. Инженерные кадры готовят вместе с местным университетом и Санкт-Петербургским государственным морским техническим университетом.
Проект глубокой модернизации завода реализуют при поддержке помощника президента России, главы Морской коллегии Николая Патрушева. Благодаря его инициативе в рамках работы правительственной комиссии по подготовке празднования 100-летия Республики Карелия удалось возродить предприятие, признанное в 2012 году банкротом. «Когда завод начнет работать в полную силу, мы увидим современное предприятие мирового уровня, — уверен Николай Патрушев. — Этот опыт мы будем распространять на другие судостроительные предприятия».