Развитие туризма играет большое значение для экономики Карелии и дает импульс для развития сопутствующих отраслей, отметил министр экономического развития и промышленности республики Олег Ермолаев в ходе круглого стола «Туризм и инфраструктура: как объединение усилий создает качественный туристический продукт», организованном РБК Петербург и РБК Карелия. Для дальнейшего развития туризма необходима кооперация власти и бизнеса в создании инфраструктуры и открытии новых направлений.
Развить инфраструктуру
По данным Олега Ермолаева, объем налоговых поступлений от гостиниц и туристических агентств вырос в 2022 году на 71% по сравнению с 2021 годом и составил 400 млн руб. Турпоток превысил 1 млн человек, а в этом году его планируется увеличить еще на 10-15%.
Показатели вдохновляют, однако ряд проблем региону еще предстоит решить. Карелия имеет огромный потенциал в сфере турбизнеса, но объекты туризма могут развиваться только там, где создана инфраструктура. Таких мест немного, а осваивать новые достаточно сложно из-за отсутствия дорог, электрических сетей и коммуникаций, отмечает Сергей Иванов, генеральный директор ООО «Открытые Кижи» (входит в группу компаний «Бривас»).
Олег Ермолаев согласился с этим тезисом, указав на то, что туристы хотят получать качественный сервис и иметь хорошую доступность к объектам. Нужно создавать качественную среду для отдыха в расчете и на туристов и на жителей республики, добавил он. В этом направлении планируется сосредоточить основные усилия в текущем году: требуется привести в порядок причальные сооружения, решить вопросы с обеспечением электро— и газоснабжения.
В регионе продолжается и масштабная программа по ремонту дорог, ведущим к известным туробъектам. В Беломорском районе подрядчик завершил строительство дороги к петроглифам. Новая трасса связала в единый маршрут две группы наскальных рисунков — Залавругу и Бесовы следки. Также планируется построить мост через протоку Кислый Пудас. После завершения всех работ комплекс будет способен принимать до 100 тыс. туристов в год.
Эффективность кооперации
Большую активность для развития туристической инфраструктуры в республике проявляет и сам бизнес, создавая новые точки притяжения, говорят в правительстве Карелии. Власти стараются оказывать содействие: выделяют субсидии, способствуют предоставлению земельных участков, подключению электричества.
Удачным примером кооперации усилий называют гору Сампо, расположенную на одном из основных туристических маршрутов Карелии, объединяющем курорт Марциальные воды, вулкан Гирвас и водопад Кивач. Сейчас на объекте уже есть лестницы, безопасные настилы, продуманы маршруты.
Совместными усилиями удалось дать новый импульс для развития вотчине карельского деда мороза Талвиукко неподалеку от Петрозаводска. На территории расположена не только резиденция, но и оленья ферма, и питомник собак. Это место каждый год посещают десятки тысяч человек. Чтобы объект был более доступным, потребовалось проделать серьезную работу по строительству подъездной дороги, привлечь средства федерального бюджета, отмечает Олег Ермолаев.
Дополнительной координации, по словам Сергея Иванова, требует взаимодействие между различными органами власти, например, при переводе земель под рекреационное использование. «Соглашение о реализации проекта «Открытые Кижи», подписанное нашей компанией с главой Республики Карелии на ПМЭФ еще в 2019 году, пока так и не сдвинулось с мертвой точки — мы до сих пор не можем начать проект из-за проблем с переводом земель лесного фонда. За четыре года мы пять раз подавали документы в Рослесхоз, предварительно документы были проверены и согласованы в органах РК, все пять раз нам отказали. Каждый раз мы вносили изменения, но замечания находили вновь, — поясняет Сергей Иванов. — В идеале этот процесс должен занимать пару месяцев и быть полностью автоматизированным, в противном случае федеральная поддержка новых туристических проектов носит выборочных характер и превращается в миф».
Региональный генеральный менеджер отелей Cosmos в Карелии Андрей Улыбин, оценивая уровень поддержки со стороны властей, отметил позитивные меры, принятые в налоговой сфере. «Мы благодарны за обнуление НДС на услуги проживания для отелей на 5 лет. Данная мера позволяет сократить расходы для гостиниц и сделать услуги более доступными для туристов. Если эту возможность продлят лет на 10, будет здорово», — добавляет он.
Оставаться на связи
Еще одним приоритетным направлением в развитии туристической инфраструктуры остается обеспечение качественной мобильной связи и быстрого интернета. «Это основа, которая позволяет не только обеспечить гостям комфортное пребывание в регионе, но и внедрять различные цифровые решения для повышения качества сервиса. МТС первой из операторов обеспечила интернетом 4G все ключевые туристические локации в регионе — водопад Кивач, остров Кижи, горный парк «Рускеала» и остров Валаам», — рассказал директор МТС в Карелии Александр Кочкин.
«Помимо постоянной работы над повышением качества связи, мы создаем инновационные решения, которые можно применять для развития туристического потенциала Карелии. Например, с помощью нашей геоаналитической платформы GeoEffect на основе обезличенных данных Big Data возможно проанализировать турпотоки, определить основные точки притяжения, маршруты, возраст и даже интересы гостей региона», — добавил он. Big Data МТС уже используется более, чем в 40 российских регионах, помогая развивать внутренний туризм, а также транспортную и социальную инфраструктуру. Это решение также востребовано среди малого и среднего бизнеса в туристическом секторе.
По линии государства также продолжается обеспечение доступности связи. В рамках программы цифрового неравенства в Республике в малочисленных населенных пунктах от 100 до 500 человек устанавливаются базовые станции.
В этом году такая станция начнет свою работать в деревне Куганаволок в Пудожском районе. Там находится Национальный парк «Водлозерский» — еще одна точка притяжения для туристов.
Новые форматы
Большую популярность для размещения в регионе получили глэмпинги. Потребность в них будет высокой еще 3-5 лет, считает Евгений Перов, руководитель Корпорации развития Республики Карелия. В прошлом году на строительство глэмпингов регион получил 250 млн руб. федеральной поддержки.
«Загруженность глэмпингов в настоящее время выше, чем отелей. В Карелии в них высокая потребность практически везде — север республики, Заонежье, Оятевщина, места под Петрозаводском», — подчеркивает Евгений Перов.
«Заполняемость глэмпингов сегодня близка к 100%, — подтверждает Сергей Иванов. — Но Карелия — суровый край, поэтому мы планируем модернизировать свои объекты размещения, чтобы в них можно было останавливаться не только в течение четырех теплых месяцев в году, но и в более холодные периоды. Так же мы планируем разместить круглогодичные модульные дома, чтобы расширить туристический сезон».
Возможности установки глэмпингов практически не ограничены, в этом их большой плюс, отмечает директор компании «Карельский профиль» Денис Москвин. На сегодняшний день фирма установила около 30 объектов в разных районах Карелии. «Эта продукция очень востребована, потому что выделяются гранты на покупку туристических объектов Министерством экономики республики. Так же и в других регионах», — говорит Денис Москвин. В этом году «Карельский профиль» планирует вдвое превысить объем прошлого года. Есть запрос на глэмпинги в Прионежском, Суоярвском, Беломорском районах и ряде других.
По мнению директора по продажам «Росса Ракенне СПб» (эксклюзивный дистрибьютор Honka в России) Петра Моринова, «Рускеала» и Кижи сейчас наиболее привлекательны для создания баз отдыха, гостиничных и ресторанных комплексов. Причем каждый из таких объектов, по его словам, может стать самостоятельной точкой притяжения для туристов.
Развитие внутреннего туризма может стать не только одним из факторов развития регионов, но и строительной отрасли в целом, убежден Петр Моринов. Любопытным может быть использование формата жилищных выставок, когда застройщики реализуют план комплексной застройки определенной территории индивидуальным жилыми домами, рекреационными объектами в едином стиле, считает он. «Это совместная коллаборация властей и бизнеса. Жители региона, его гости посещают выставочный комплекс, могут сразу приобрести дома, которые им понравились. На этой территории создаются и социальные объекты. Такой подход способствует развитию региона», — поясняет Петр Моринов.
Объекты есть, а кадров мало
Рост количества объектов для размещения усиливает проблему дефицита кадров, указывает Андрей Улыбин. «Как и в любом регионе, здесь не так просто найти линейный персонал и средний менеджмент — горничных, официантов, барменов, портье. На первый план выходит качество обслуживания, продукт, квалифицированный персонал. Мы сталкиваемся с тем, что спрос на наши услуги все больше, а профессионалов недостаточно», — говорит он.
По его словам, отели сети Cosmos сотрудничают с учебными заведениями, тщательно подбирают персонал, вкладываются в обучение — для этого создали единые онлайн ресурсы, есть широкий перечень тренингов.
Проблему кризиса подготовки кадров, в том числе поваров, отмечает и гендиректор ресторана Joki Сергей Белозеров. По его мнению, сейчас важно проводить работу по популяризации таких профессий, повышать их престиж в глазах молодых людей.
Решить проблему межсезонья
Периоды высоко сезона в Карелии короткие, и это еще одна проблема. Во время межсезонья нужны решения, чтобы удерживать туротрасль на плаву. В правительстве региона считают, что в этом может помочь промышленный туризм с привлечением представителей разных предприятий на семинары и конференции. Другой вариант — организация туров на промпредприятия для школьников и студентов — они были бы востребован и с точки зрения профориентации. Перспективы видят и развитии гастротуризма, тем более что карельская кухня самобытная и интересная. Есть знаковые блюда, которые стремится попробовать каждый турист.
Еще одно решение для равномерного распределения турпотока — создание событийного календаря, который будет включать мероприятия как республиканского, так и локального уровня, говорит Олег Ермолаев. Работа над ним уже идет.
Замдиректора по операционному управлению Почты России в Карелии Наталья Касаткина согласилась с тем, что календарь нужен — он привлечет туристов в регион. «Сейчас Почта России взаимодействует с турбизнесом по двум направлениям. Одно из них традиционное — выпуск марок и почтовых конвертов с достопримечательностями и пейзажами региона. Это помогает показать Карелию путешественникам по всей стране, — говорит Наталья Касаткина, — второе направление работы, которое мы развиваем, — посткроссинг. Это международное движение по обмену открытками. Мы поддерживаем его и выпускаем лимитированные тиражи открыток к знаковым событиям региона, например, ко Дню Республики. Тут же добавлю, что в 2021 году Почта запустила проект «Почтовый туризм», и Карелия стала одним из первых регионов, по которому мы разместили маршруты-путеводители на лэндинге проекта и выпустили серию открыток с уникальными фотографиями региона. В основе маршрутов интересные истории почтовиков и локации, которые они посоветовали. В результате, в маршрутах есть как популярные достопримечательности, так и совсем неожиданные, но связанные с почтовой историей или почтовыми событиями». Кроме этого, путешественники покупают карты и путеводители по региону в почтовых отделениях.
«В Карелии работают 190 почтовых отделений. Туда зачастую заходят туристы, которые интересуются, где найти информацию об исторических объектах, культурных достопримечательностях. На наш взгляд важно, чтобы карты и путеводители были шире представлены на почте», — добавляет Наталья Касаткина.
Перенаправить потоки
Если развитие дорожной инфраструктуры должно помочь перенаправить традиционный туристический поток из Приладожья в центральную часть Карелии и дальше на север, то целью событийного туризма должно стать увеличение времени пребывания в регионе.
Одним из примеров такого синергетического эффекта стала деревня Крошнозеро в Пряжинском районе. «Крошнозеро находится в окружении высококачественных дорог, у нас прекрасное логистическое расположение, в радиусе 30 километрах находится самая красивая деревня России — Кинерма», — говорит генеральный директор гостевого комплекса «Крошнозеро» Марина Соколова.
Недалеко от этого населенного пункта расположена популярная у туристов деревня Киндасово. По словам Марины Соколовой, сейчас у Крошнозера есть хорошее транспортное сообщение с поселком Эссойлу. С учетом этого Крошнозеро может стать сельским хабом, в котором можно совместить этнокультурный компонент, коллаборации с фермерами в рамках развития сельского туризма.
По мнению Андрея Улыбина, в среднесрочной перспективе туристическая индустрия региона будет развиваться за счет внутреннего туризма. Предприниматели будут больше внимания уделять качеству продукта, что пойдет на пользу не только гостям Карелии, убежден он.
В правительстве республики понимают, что туристы, которые едут отдыхать в регион, уже привыкли к определенному уровню сервиса и благоустройства, побывав ранее в зарубежных странах. И они ждут, что их отдых дома будет не хуже. «Мы входим в десятилетие роста внутреннего туризма в России, мы обязаны воспользоваться этой ситуацией и точно это сделаем», — заключил Олег Ермолаев.