Инструменты , Карелия ,  
0 

Развитие территорий требует ускоренного создания цифровых решений

Александр Зорин, АО «Русатом Инфраструктурные решения»
Александр Зорин, АО «Русатом Инфраструктурные решения» (Фото: пресс-служба)
Заместитель гендиректора по развитию АО «Цифровые платформы и решения Умного Города» АО «Русатом Инфраструктурные решения» Александр Зорин — о цифровых решениях для комплексного развития территорий.

«Говоря о реализации проектов комплексного развития территорий, мы делаем акцент, прежде всего, на развитии инженерной, коммунальной, транспортной, социальной инфраструктуры, и это правильно: это важнейшие задачи, решение которых в бесспорно определяют качество и уровень жизни граждан. Однако, уделяя внимание строительству коммунальной инфраструктуры, жилья, дорог, школ, созданию новых предприятий, рабочих мест, важно, чтобы власти также внимательны относились к созданию необходимых цифровых сервисов. Сегодня наравне с наличием современной традиционной инфраструктуры уровень цифрового развития территорий с точки зрения доступности для жителей, бизнеса соответствующих цифровых сервисов определяет конкурентоспособность этих территорий.

К примеру, если строим физкультурно-оздоровительный центр, отрываем салон красоты, новые гостиницы, то необходимо одновременно запускать приложения, сервисы для бронирования и оплаты услуг. Если мы открываем новые магазины, аптеки, то вместе с ними должны быть доступны сервисы онлайн-заказа, а также оплаты и доставки. Такая же ситуация и с общественным транспортом: люди хотят иметь возможность видеть движение общественного транспорта и иметь возможность оплачивать поездки с использованием безналичной системы с учетом имеющихся льгот. И, конечно, оцифровано должно быть все взаимодействие граждан с государством, организациями, находящимися в его контуре.

В первую очередь, проблема доступности цифровых сервисов касается жителей средних и малых городов, сельских территорий, где уровень цифрового развития в значительной степени уступает крупным, продвинутым с точки зрения цифровизации городам. С другой стороны, спрос на современные цифровые сервисы в малых и средних городах превышает спрос в крупных городах в силу недостаточного цифрового предложения, прежде всего, там, где национальные, федеральные цифровые платформы его не удовлетворили. И здесь имеются объективные, экономические причины: как и традиционный, «цифровой» бизнес, прежде всего, приходит туда, где это экономически выгодно.

Зачастую решение задачи создания соответствующих цифровых сервисов органами власти видится как вопрос сугубо рынка, хозяйствующих организаций, в т.ч. относящихся к МСП. Последние, в свою очередь, работая в малых городах, в сельской местности, слабо используют современные технологические возможности, прежде всего, по причине неразвитых цифровых навыков и компетенций, уверенности, что внедрение и создание цифровых решений — это длительный, трудоемкий и дорогой процесс. Как следствие, мы получаем проблему цифрового неравенства жителей с точки зрения доступности цифровых сервисов, а ее решение откладывается «до лучших времен».

Между тем, уже сегодня есть способы решения этой задачи при условии проактивной позиции местных властей, их направленной и стимулирующей политики, а также при использовании соответствующих технологических решений и продуктов.

Например, с точки зрения, технологического решения это могут быть российские цифровые платформы для создания мини-приложений, мини-апов, позволяющие создавать цифровые сервисы для конкретных территорий при невысоких финансовых и временных затратах. Например, если при классическом подходе бизнесу или организации необходимо нанять команду разработчиков или даже две — под iOS и под Android, разработать, а потом опубликовать приложение в соответствующих магазинах, то в случае с мини-апами на единой цифровой платформе достаточно просто создается необходимое приложение и автоматически публикуется в магазинах. Такой пилотный проект мы реализовали для Сахалина, это мини-ап «Острова 65». Он реализован всего за 2,5 месяца, запущены 10 сервисов от постановки задачи до их публикации, а затраты на разработку и внедрение приложений сокращены до 60%. Сейчас такой подход мы апробируем еще в нескольких городах.

Что касается проактивной политики, то мне кажется возможным использование существующих инструментов поддержки МСП, в т.ч. финансовой господдержки создания и внедрения цифровых сервисов. Такой подход в настоящее время мы обсуждаем с одним из субъектов РФ, будем пробовать запустить его уже в этом году. При успешной реализации проекта будем помогать другим субъектам его тиражировать или масштабировать. В случае включения в подобные проекты представителей местного ИТ-сообщества, вузов, на наш взгляд, не просто ускорится устранение цифрового неравенства, но и будет выстроена эффективная модель взаимодействия, позволяющая развивать цифровые компетенции на уровне региона, успешно решать задачу цифровизации, а также экспортировать свои решения в другие регионы, развивать межрегиональную цифровую кооперацию.

Подчеркну, что устойчивое цифровое развитие конкретных территорий обеспечивается только при условии тесного взаимодействия всех основных стейкхолдеров, прежде всего, представителей традиционного и цифрового бизнеса, органов власти, местного сообщества. Важно выстроить эффективные механизмы этого взаимодействия, позволяющего оперативно выявлять проблемы и оперативно предлагать взаимовыгодные механизмы их решения».

От первого лица «Вклад телекома в развитие Карелии не стоит недооценивать»
Содержание
Закрыть