Инструменты , Карелия ,  
0 

Когда Карелия сможет заменить Финляндию

Фото: gov.karelia.ru
Фото: gov.karelia.ru
Туристическая отрасль Карелии не только перспективна, но и жизненно необходима региону для развития. Как повысить ее привлекательность уже сегодня — в материале РБК+.

В 2021 году налоговый вклад туристической индустрии в бюджет Республики Карелии составил 215 млн руб., а объем оказанных платных услуг в сфере туризма — почти 5 млрд руб. Неудивительно, что власти региона считают это направление одним из самых перспективных для привлечения инвесторов. Текущий потенциал к росту оборотов и количества гостей уже практически исчерпан: не хватает объектов для размещения. Участники организованной РБК Петербург и РБК Карелия дискуссии «Точки роста экономики Карелии в новых условиях» уверены, что дефицит отелей — далеко не единственная проблема, которая мешает развитию туризма в регионе.

Отельный дефицит

По данным администрации республики, в прошлом году регион принял порядка 950 тыс. организованных туристов — т.е. подсчитаны только те, кто жил в стационарных местах размещения, а не использовал для этого палатки, приехав сплавляться по рекам. Рост числа гостей при этом составил более 100 тыс. год к году. В этом году турпоток, по прогнозам, превысит 1 млн человек. Но по оценкам властей, в республике лишь около 15 тыс. мест для размещения туристов, так что потолок почти достигнут.

«Мы заинтересованы в увеличении количества отелей, — говорит министр экономического развития и промышленности Республики Карелия Олег Ермолаев. — Сейчас завершается строительство отеля в Сегеже, еще три строятся в Петрозаводске. На ПМЭФ хотим подписать соглашение с одним из крупнейших операторов в сфере туризма о строительстве четырех— или пятизвездочного отеля. Такая инфраструктура очень нужна, поэтому ряд мер поддержки направлен на ее наращивание. Мы один из немногих регионов, которые освободили от уплаты налога на имущество новые гостиницы».

Олег Ермолаев, министр экономического развития и промышленности Республики Карелия
Олег Ермолаев, министр экономического развития и промышленности Республики Карелия (Фото: РБК Карелия)

Кроме того, Карелия движется к послаблению в области развития лесных территорий. Это важно, поскольку есть спрос на коттеджи для отдыха со стороны путешественников с детьми. Но коттеджей не хватает: площадки расписаны уже на сентябрь. Даже если бы коттеджей было в 100 раз больше, туристы могли бы их заполнить, уверены участники дискуссии.

Туристическая отрасль Карелии является очень инвестиционно емкой по многим направлениям, подчеркнул гендиректор Корпорации развития Республики Карелия Евгений Перов. «Места размещения — от глемпингов до гостиниц, туристская инфраструктура — придорожные сервисы, туристические маршруты, дополнительные услуги для туриста — медицинский туризм, агротуризм, активные виды отдыха и спорта», — перечислил эксперт.

Евгений Перов, Корпорация развития Республики Карелия
Евгений Перов, Корпорация развития Республики Карелия (Фото: РБК Карелия)

По мнению Евгения Перова, большим потенциалом для развития обладают Заонежье (северная часть Онежского озера) и Беломорье (территории, прилегающие к Белому морю в Республике Карелия). С одной стороны, они обладают мощными точками для притяжения туристов, с другой — пока что менее развиты с точки зрения инфраструктуры, чем популярное сегодня Северное Приладожье (Сортавала, Лахденпохья).

Любопытно, что дефицит инфраструктуры ощущают не только власти и сами туристы, но и местные предприятия, которые называют его сдерживающим фактором для притока квалифицированных кадров в регион. В рамках дискуссии представитель одного из крупнейших машиностроительных предприятий страны рассказал, что одним из инструментов конкуренции за кадры стала корпоративная программа санаторно-курортного лечения. Но оказалось, что в регионе ее не реализовать, так как очень мало предложений.

Так что региону необходимо строить не только отели, но и привлекать инвесторов для развития этого направления — это убьет сразу двух зайцев: увеличит возможности для роста турпотока и позволит сделать промышленность Карелии более привлекательной для квалифицированных кадров.

Цифра для туристов

Заместитель генерального директора ПТО «Питкяранта» Ирина Каковка подчеркивает, что любая туристическая площадка в Карелии сейчас является инвестиционно привлекательной. Компания и сама вела переговоры по строительству новой гостиницы. Также перспективен в этом отношении и ресторанный бизнес — туристам нужны рестораны высокого уровня. Так что в ПТО «Питкяранта» готовы рассматривать сотрудничество и в этом направлении.

В то же время, участники дискуссии отметили, что отели и рестораны — далеко не все, что нужно туристам. Нужна инфраструктура в широком смысле слова: транспорт, связь, разнообразные сервисы, к которым привыкли путешественники.

Ирина Каковка отметила, что зачастую там, где появляются объекты размещения, нет покрытия сотовых операторов. Явного желания закрывать белые телеком-пятна у операторов нет: один из представителей «большой тройки» в ответ на обращение за помощью в этом вопросе предложил туркомплексу самому вложить несколько миллионов рублей, чтобы обеспечить сотовое покрытие.

Между тем, отдельные операторы ведут работу по развитию сети. В Tele2 говорят о том, что на 94% обеспечивают население доступом к мобильной связи, покрыв в том числе туристические кластеры региона. «За прошлый год мы инвестировали 150 млн руб. в инфраструктуру региона, на 25% увеличили количество базовых станций и в 29 населенных пунктах улучшили качество мобильного интернета, — отмечает директор петрозаводского филиала Tele2 Андрей Зыкин. — Программа минимум — обеспечение доступом к интернету не только жителей крупных городов, но и поселков. Поддержку нам обеспечило правительство Республики Карелия, совместно с которым мы работаем над расширением инфраструктуры в городе и пригородах».

Андрей Зыкин, Tele2
Андрей Зыкин, Tele2 (Фото: РБК Карелия)

Как отмечают участники рынка, одно из ограничений в быстром расширении покрытия — сложности с арендой земельных участков и помещений для базовых станций в регионе.

Заместитель генерального директора по развитию АО «Цифровые платформы и решения Умного Города» АО «Русатом Инфраструктурные решения» (РИР) Александр Зорин считает, что инфраструктура связи, безусловно, важна для развития туризма, но одной ее недостаточно. Необходимо добавлять цифровые сервисы.

«Приезжая из Москвы в Петрозаводск как турист, я хочу увидеть все сервисы в смартфоне. Это касается и новых гостиниц, и туристических маршрутов, и экскурсоводов, и многого другого, ведь турист хочет максимально быстро и просто формировать свою логистику, выбирать место размещения с учетом состава семьи и т.д., — объясняет Александр Зорин. — Мы уже апробировали решение этой проблемы в нескольких проектах. Например, в Железноводске, где совсем недавно мы завершили второй этап комплексного проекта». В рамках проекта, по его словам, реализован целый спектр элементов, начиная от умных остановок, умного транспорта и заканчивая цифровыми аудиогидами. В частности, появились умные пешеходные переходы с современными камерами с высокоточной видеоаналитикой (ранее такие же умные переходы в Железноводске в местах их расположения позволили существенно снизить количество ДТП с участием пешеходов).

Александр Зорин, АО «Русатом Инфраструктурные решения»
Александр Зорин, АО «Русатом Инфраструктурные решения» (Фото: РБК Карелия)

Александр Зорин привел еще один пример, где цифровые сервисы повышают привлекательность города, решая проблемы инфраструктуры. «Цифра помогает даже бороться со снегом. Подобные модули есть в нашей платформе, они очень востребованы и успешно функционируют в некоторых «Умных городах Росатома». Например, уборку улиц, снега можно осуществлять качественнее, когда при помощи цифровых сервисов коммунальные службы могут контролироваться не только властями, но и населением, которое может наблюдать в онлайне за работой техники, сообщать о некачественной уборке. Кроме того, система может информировать жителей о планируемой уборке, чтобы можно было вовремя освободить парковки», — рассказал он.

На Сахалине, по словам Зорина, искали решение, которое бы позволило создавать сервисы максимально быстро. Выбор был сделан в пользу городских приложений — мини-аппы, которые можно запустить всего за две недели силами местных разработчиков. «Мне кажется, подобный подход перспективен и для Карелии. С одной стороны, он закроет потребности туристов и туристической отрасли, а с другой — обеспечит загрузку развивающегося в регионе ИТ-кластера», — говорит Зорин.

Самолет — и полетели

В администрации региона уверены, что Карелия может не просто привлекать туристов — она может составить конкуренцию многим странам, в том числе — Финляндии, ранее очень популярной у жителей Северо-Запада России.

«Многие ездили в Финляндию за продуктами, а сейчас не могут. Между тем климат в Карелии такой же, как в Финляндии, но маркетинг — давайте положим руку на сердце — гораздо хуже. Чтобы развивать туристическое направление и обеспечить приток туристов, необходимо, чтобы самолет из Москвы летал не один раз в три дня, а пять в день. Из Петербурга в Петрозаводск лететь 40 минут [сейчас из Пулково прямых рейсов в Петрозаводск нет — прим. ред]. Если здесь будет дом, цифровая инфраструктура и экосоставляющая — люди будут ездить сюда в отпуск, а также захотят здесь жить и работать в удаленном формате», — резюмирует потребности республики руководитель АНО «ЦПИИ РК» Алекси Раумо.

Алекси Раумо, АНО «ЦПИИ РК»
Алекси Раумо, АНО «ЦПИИ РК» (Фото: РБК Карелия)

Содержание
Закрыть